Мембраны. Так ли все однозначно.
- Сообщения: 17741
- Зарегистрирован: 30 янв 2010, 07:06
- Автомобиль: .
- Имя: .
- Откуда: DC
- Контактная информация:
Мембраны. Так ли все однозначно.
Реклама турснаряжения и закрепившиеся стереотипы создают идеальный образ туриста с высокими кожаными ботинками, толстыми носками, тяжелым рюкзаком и гортексовой курткой. Этот туристег во всеоружии отправляется на "борьбу" со стихией и "покорение" природы, и его сложная экипировка якобы должна обеспечить положительный исход борьбы. Эти стереотипы редко подвергаются критическому разбору и воспринимаются начинающими туристами как данность жанра....
Реклама одежды из мембранных тканей достигла своего апогея. Они и не промокают, и прекрасно дышат, и греют и…. В общем, разве что рюкзак за нас не несут. Современные, доступные, самые-самые.
На туристических форумах обсуждается, какая мембрана лучше.
Альтернатива мембране не рассматривается вообще. А зря. Не так все просто.
Для начала почитаем статью на Баске "разумно о мембранах"
Выводы которые можно сделать по прочтению, будут примерно такие...
1. Мембранная ткань непромокаема только до какого-то предела. При большей дождевой нагрузке - промокаема.
Примерно так...
менее 1000 - просто ветрозащита.
1000-2000мм - изморось, туман
2000-4000мм - легкий или моросящий дождь, не более 3 часов
4000-7000мм - затяжной моросящий дождь, короткие, до 1 часа ливни
более 7000мм - затяжные дожди.
более 10000мм - затяжные ливни.
Вышеприведенные цифры относятся к "идеальным" условиям, а в реальности, если вы хотите сесть на мокрое бревно и остаться сухим, вам нужна водонепроницаемость мембраны порядка 20000мм или выше. Мембрана с водостойкостью 10000мм промокает за несколько минут, если встать коленями на мокрую землю. Также следует учитывать, что давление воды в складках одежды значительно возрастает при движениях.
Кроме того мы не учли действие ветра, который буквально вколачивет воду в ткань.
2. Мембрана дышит, но только для определенного предела. А если Вы потеете выше установленного предела ... ? Мембрана отводит испарившийся пот, а неиспарившийся, тот самый, который в три ручья? Правильно, остается внутри куртки. А тот, который испарился, но оказался чрезмерным для мембраны? Конденсируется на внутренней поверхности мембраны, забивая поры и пропитывая надетую под мембрану одежду. А что происходит с намокшими под мембранной одеждой вещами? Влага из них уходит в соответствии с пропускной способностью мембраны..... То есть высушить эти вещи даже на себе - проблема, и не маленькая!
3. Чтобы микропорные мембраны дольше служили, надо стирать одежду специальными моющими средствами, В одежде, где используется этот тип мембран, верхний слой ткани сам по себе должен обладать хорошими водоотталкивающими свойствами. Это обусловлено тем, что, если верхняя ткань сильно намокнет, мембрана будет пропускать воду (из-за того, что внутри волокон верхнего материала гораздо слабее силы поверхностного натяжения и капли воды, как таковой, не образуется). Поэтому необходимо восстанавливать водоотталкивающие свойства ткани (например, с помощью пропиток той же марки "Nikwax"). Кроме того, никакая мембрана не будет "дышать", если на поверхности ткани есть сплошная водяная плёнка или слой льда. Поэтому восстановление водоотталкивающих свойств верхнего материала важно для всех типов мембранных тканей.
Те, на наружной поверхности внешнего слоя под действием сил поверхностного натяжения рано или поздно неминуемо образуется водяная пленка! И мембрана перестанет дышать. Но даже если осадков нет, то испаряющийся через мембрану пар при соприкосновении с холодным воздухом конденсируется и в наружном слое образуется влага. Все равно.... Дело времени..
4. Как поведет себя мембрана на морозе? Ответ достаточно прост: обледенеет. От того самого испаряющегося пара, конденсирующегося во внешнем слое. И, как следствие, перестанет дышать. А при снегопаде обледенение произойдет еще быстрее. Снег - не дождь, снежная пленка образуется еще быстрее.
Я честно говоря вообще не понимаю кто додумался делать мембранные куртки для горнолыжников, сноубордистов и прочих любителей приключений в зимнее время.
Это же полный бред !! Основное назначение мембраны - защита от воды, но на морозе сухо по определению !
5. А как реагирует мембранная ткань на продирание через бурелом? Плохо. ...
Самое важное, что я всем этим хочу сказать.
Я не говорю, что мембрана это плохо! Я хочу сделать акцент на то, что это ткань с промежуточными свойствами.
И нужно четко понимать предел этих свойств...
Мембрана немного дышит, некоторое время не промокает, и не очень хорошо сохнет.
Мембрана позволяет некоторое время оставатся относительно сухим под дождем...
При этом физические нагрузки не должны быть слишком велики, чтобы мембрана справлялась с потоотделением.
(Про это доступно написанно в статье, не буду пересказывать)
У Вас мембрана справляется с потоотделением? Значит Ваши нагрузки для Вас далеко не предельные, неважно, из-за вашей хорошей подготовки или из-за небольшой величины нагрузок. Но придется работать на пределе - убедитесь.
Для радиалок на пару дней, походов за грибами, рыбалки, водных походов, авто\вело\мото туризма, прогулок и города... Для этих целей мембрана - то, что надо.
(Но сразу хочу предостеречь от покупки дешевых мембран с невысокими характеристиками. По дышимости это по сути полеэтилен, который к тому же промокает.
Разочаруетесь сразу и надолго. Мембрана хоть на что-то претендующая не может стоить ниже 10-17 тыс. Если такой суммой вы не располагаете лучше отказатся от использования мембраны вообще)
А вот для экстремального применения все не так однозначно как казалось вначале...
.....To Be Continued.....
Реклама одежды из мембранных тканей достигла своего апогея. Они и не промокают, и прекрасно дышат, и греют и…. В общем, разве что рюкзак за нас не несут. Современные, доступные, самые-самые.
На туристических форумах обсуждается, какая мембрана лучше.
Альтернатива мембране не рассматривается вообще. А зря. Не так все просто.
Для начала почитаем статью на Баске "разумно о мембранах"
Выводы которые можно сделать по прочтению, будут примерно такие...
1. Мембранная ткань непромокаема только до какого-то предела. При большей дождевой нагрузке - промокаема.
Примерно так...
менее 1000 - просто ветрозащита.
1000-2000мм - изморось, туман
2000-4000мм - легкий или моросящий дождь, не более 3 часов
4000-7000мм - затяжной моросящий дождь, короткие, до 1 часа ливни
более 7000мм - затяжные дожди.
более 10000мм - затяжные ливни.
Вышеприведенные цифры относятся к "идеальным" условиям, а в реальности, если вы хотите сесть на мокрое бревно и остаться сухим, вам нужна водонепроницаемость мембраны порядка 20000мм или выше. Мембрана с водостойкостью 10000мм промокает за несколько минут, если встать коленями на мокрую землю. Также следует учитывать, что давление воды в складках одежды значительно возрастает при движениях.
Кроме того мы не учли действие ветра, который буквально вколачивет воду в ткань.
2. Мембрана дышит, но только для определенного предела. А если Вы потеете выше установленного предела ... ? Мембрана отводит испарившийся пот, а неиспарившийся, тот самый, который в три ручья? Правильно, остается внутри куртки. А тот, который испарился, но оказался чрезмерным для мембраны? Конденсируется на внутренней поверхности мембраны, забивая поры и пропитывая надетую под мембрану одежду. А что происходит с намокшими под мембранной одеждой вещами? Влага из них уходит в соответствии с пропускной способностью мембраны..... То есть высушить эти вещи даже на себе - проблема, и не маленькая!
3. Чтобы микропорные мембраны дольше служили, надо стирать одежду специальными моющими средствами, В одежде, где используется этот тип мембран, верхний слой ткани сам по себе должен обладать хорошими водоотталкивающими свойствами. Это обусловлено тем, что, если верхняя ткань сильно намокнет, мембрана будет пропускать воду (из-за того, что внутри волокон верхнего материала гораздо слабее силы поверхностного натяжения и капли воды, как таковой, не образуется). Поэтому необходимо восстанавливать водоотталкивающие свойства ткани (например, с помощью пропиток той же марки "Nikwax"). Кроме того, никакая мембрана не будет "дышать", если на поверхности ткани есть сплошная водяная плёнка или слой льда. Поэтому восстановление водоотталкивающих свойств верхнего материала важно для всех типов мембранных тканей.
Те, на наружной поверхности внешнего слоя под действием сил поверхностного натяжения рано или поздно неминуемо образуется водяная пленка! И мембрана перестанет дышать. Но даже если осадков нет, то испаряющийся через мембрану пар при соприкосновении с холодным воздухом конденсируется и в наружном слое образуется влага. Все равно.... Дело времени..
4. Как поведет себя мембрана на морозе? Ответ достаточно прост: обледенеет. От того самого испаряющегося пара, конденсирующегося во внешнем слое. И, как следствие, перестанет дышать. А при снегопаде обледенение произойдет еще быстрее. Снег - не дождь, снежная пленка образуется еще быстрее.
Я честно говоря вообще не понимаю кто додумался делать мембранные куртки для горнолыжников, сноубордистов и прочих любителей приключений в зимнее время.
Это же полный бред !! Основное назначение мембраны - защита от воды, но на морозе сухо по определению !
5. А как реагирует мембранная ткань на продирание через бурелом? Плохо. ...
Самое важное, что я всем этим хочу сказать.
Я не говорю, что мембрана это плохо! Я хочу сделать акцент на то, что это ткань с промежуточными свойствами.
И нужно четко понимать предел этих свойств...
Мембрана немного дышит, некоторое время не промокает, и не очень хорошо сохнет.
Мембрана позволяет некоторое время оставатся относительно сухим под дождем...
При этом физические нагрузки не должны быть слишком велики, чтобы мембрана справлялась с потоотделением.
(Про это доступно написанно в статье, не буду пересказывать)
У Вас мембрана справляется с потоотделением? Значит Ваши нагрузки для Вас далеко не предельные, неважно, из-за вашей хорошей подготовки или из-за небольшой величины нагрузок. Но придется работать на пределе - убедитесь.
Для радиалок на пару дней, походов за грибами, рыбалки, водных походов, авто\вело\мото туризма, прогулок и города... Для этих целей мембрана - то, что надо.
(Но сразу хочу предостеречь от покупки дешевых мембран с невысокими характеристиками. По дышимости это по сути полеэтилен, который к тому же промокает.
Разочаруетесь сразу и надолго. Мембрана хоть на что-то претендующая не может стоить ниже 10-17 тыс. Если такой суммой вы не располагаете лучше отказатся от использования мембраны вообще)
А вот для экстремального применения все не так однозначно как казалось вначале...
.....To Be Continued.....
Последний раз редактировалось Suicide 13 янв 2011, 16:31, всего редактировалось 2 раза.
- Сообщения: 2721
- Зарегистрирован: 04 дек 2009, 17:10
- Автомобиль: Ваз 2121&1983&1.7
- Имя: Сергей
- Откуда: N 51°51'8__" E 45°00'9__"
Re: Мембраны. Так ли все однозначно.
Там же повышенные нагрузкиДля радиалок на пару дней, походов за грибами, рыбалки, водных походов, авто\вело\мото туризма, прогулок и города... Для этих целей мембрана - то, что надо.
Или она справится и с этим если не долго?
- Сообщения: 17741
- Зарегистрирован: 30 янв 2010, 07:06
- Автомобиль: .
- Имя: .
- Откуда: DC
- Контактная информация:
Re: Мембраны. Так ли все однозначно.
А зачем злобно вкручивать в мембране ? Тем более когда нет дождя..Там же повышенные нагрузки
Или она справится и с этим если не долго?
Ездим как обычно в термухе (поверстрейч, повердрай, кулмакс итд) и тому подобных сильнодышаших и не впитывающих хреновинах. .
Мембрану юзаем как дождевик.
Сдесь мы в общем то вплотную подошли к вопросу, что делать в пресловутых экстремальных условиях.
Мои размышления тут примерно такие.
Я считаю, что основная функция штормовой одежды защита от ветра а не от дождя.
Разбиваем ветрозащиту и водозащиту на два функциональных слоя.
Первый должен держать ветер, очень хорошо дышать. И..... обязательно должен промокать.
Второй должен не промокать совсем.
Ветрозащита хорошо дышит и справляется с пароотведением при любых нагрузках.
Если мы намокаем то сохнем очень быстро, часть воды просто стечет с полара, часть беспрепятственно испарится.
Притом сохнуть мы будем даже во влажной среде и под небольшим моросящим дождиком.
Если дождь несильный идем в ветрозащите, будет сыро, но стоит ему прекратится, 20 мин и мы снова сухие.
Если дождь очень сильный одеваем непромокаемый слой. Он не дышит, поэтому будет конденсат. Снова будем сырые. (но не насквозь мокрые)
Как только мы сняли непромокаемый слой снова сохнем за 20 мин.
Итого небольшая сырость в практически любых условиях - цена вопроса. + Большая адаптивность.
Когда нет дождя но сильно дует, нет нужды парится в мембране.
Зимой - поскольку защищатся от дождя не нужно используем только ветрозащиту. Поскольку она обсолютно дышимая количество воды в жидком виде минимально, следовательно она не обмерзает. Ветрозащита должна хорошо отталкивать снег.
Материалы.
С дождевиком понятно, полэителен и производные.
С ветрозащитой сложнее. Меня последнее время агитируют за софтшелл .. но считаю что он имеет ряд принципиальных и неисправимых недостатков.
1. Утеплитель. = Потеря функциональности. Бывают моменты когда хочется ити только в термухе и ветрозащите. Иначе жарко. Идешь в поларе - продувает насквозь. Если это холодный северный ветер то оч хреново.
2. У мембранных дышимость так же ограниченна. Те же яйца.
3. Трикотажный аля полартек виндпро (на самом деле не софтшел а просто плотный флис) дышит хорошо, но не устраивает опять же утеплением и тем, что на него налипает снег\грязь итд.. как внешний слой он использоватся может только в ограниченных условиях.
Зимой это будет кусок льда а летом кусок грязи.
.. и опять таки софтшелл это попытка одним махом обьединить несколько функциональных слоев. Мы же хотим наоборот увеличить их количество ради максимальной адаптивности.
Оно все хорошо когда у нас короткий выход, мы знаем погоду и можем подобрать соответствующую одежду.
Когда мы тусим в горах\тундре 20 дней и вариации погоды лежат в пределах +15 -5 снег, дождь, ветер 20м\с (а на севере это обычное дело) мы не можем позволить себе нефункциональное снаряжение.
А назначение софтшела именно упрощение о чем хорошо понятно из его описания.
"Лучшая идея в концепции ‘soft shell’ – достижение максимального эффекта от одного слоя одежды в такой степени, чтобы заменить им три или более слоёв."
Теперь вопрос на засыпку к уважаемой аудитории..
Концепция в общих словах очерченна.
Остается один вопрос, какой материал отвечает указанным требованиям ?
1. Не продувается.
2. Дышит не хуже полара.
3. Механически прочен.
4. Отталкивает снег.
5. Промокает но не впитывает воду.
6. Мгновенно сохнет.
Зы. По секрету скажу, что такой материал найден и успешно испытан в условиях арктики.
Последний раз редактировалось Suicide 13 янв 2011, 16:32, всего редактировалось 1 раз.
- Сообщения: 3055
- Зарегистрирован: 01 дек 2009, 22:50
- Автомобиль: Sprinter Marino, Lite Ace Noah Field Tourer 4WD
- Имя: М
- Откуда: Питер-Тосно
- Контактная информация:
Re: Мембраны. Так ли все однозначно.
Насколько помню - авизент?
Просто Алкотурист...
Arbeit macht frei. An Wochenenden und Feiertagen.
Нет самоограничения - нет свободы.
Arbeit macht frei. An Wochenenden und Feiertagen.
Нет самоограничения - нет свободы.
- Сообщения: 17741
- Зарегистрирован: 30 янв 2010, 07:06
- Автомобиль: .
- Имя: .
- Откуда: DC
- Контактная информация:
Re: Мембраны. Так ли все однозначно.
авизент?
-
- Сообщения: 16512
- Зарегистрирован: 01 дек 2009, 22:58
- Автомобиль: -
- Имя: -
- Откуда: --------
- Контактная информация:
- Сообщения: 926
- Зарегистрирован: 01 дек 2009, 23:23
- Автомобиль: Suzuki Jimny 2011, Chevrolet Tracker 2015
- Имя: Владимир
- Откуда: Атырау, Казахстан
Re: Мембраны. Так ли все однозначно.
Suicide
Могут побить за долгое ожидание
Могут побить за долгое ожидание
- Сообщения: 3055
- Зарегистрирован: 01 дек 2009, 22:50
- Автомобиль: Sprinter Marino, Lite Ace Noah Field Tourer 4WD
- Имя: М
- Откуда: Питер-Тосно
- Контактная информация:
Re: Мембраны. Так ли все однозначно.
Парни, так авизент это, Егор же прямо сказал...
Парашютом когда занимался - он там много где применяется, сейчас не знаю, наверно тоже...
Парашютом когда занимался - он там много где применяется, сейчас не знаю, наверно тоже...
Просто Алкотурист...
Arbeit macht frei. An Wochenenden und Feiertagen.
Нет самоограничения - нет свободы.
Arbeit macht frei. An Wochenenden und Feiertagen.
Нет самоограничения - нет свободы.
- Сообщения: 17741
- Зарегистрирован: 30 янв 2010, 07:06
- Автомобиль: .
- Имя: .
- Откуда: DC
- Контактная информация:
Re: Мембраны. Так ли все однозначно.
Авизент ("Дельтопланка") - толстый капрон, с очень плотным переплетением нитей, применяется в легкой авиации.
Отвечает вышеперечисленным требованиям.
1. Не продувается.
2. Дышит не хуже полара.
3. Механически прочен. (точнее очень прочен, почти как кевлар)
4. Отталкивает снег.
5. Промокает но не впитывает воду.
6. Мгновенно сохнет.
7. Не промерзает при арктических температурах.
Как материал для штормовой одежды в условиях арктики аналогов не имеет.
Последний раз редактировалось Suicide 13 янв 2011, 16:32, всего редактировалось 1 раз.
- Сообщения: 61
- Зарегистрирован: 18 мар 2010, 01:39
- Автомобиль: AUDI A4 1.8 TFSI 160 л.с. (Бесступенчатая коробка передач multitronic)
- Имя: Андрей
- Откуда: г. Москва, СВАО.
Re: Мембраны. Так ли все однозначно.
Очень познавательно!
-
- Сообщения: 90
- Зарегистрирован: 27 окт 2010, 21:10
- Автомобиль: 21214-10
- Откуда: Spb
Re: Мембраны. Так ли все однозначно.
Есть еще "дельтапланка".
- Сообщения: 1222
- Зарегистрирован: 25 авг 2010, 18:18
- Автомобиль: Тимон и Пумба
- Имя: Александр
- Откуда: Первомайск Николаевской
Re: Мембраны. Так ли все однозначно.
Suicide писал(а):1. Не продувается. 2. Дышит
не могу осознать
-
вовчик
Re: Мембраны. Так ли все однозначно.
"Есть много, друг Горацио, такого,Moshul писал(а):не могу осознать
что и не снилось нашим мудрецам."
- Сообщения: 17741
- Зарегистрирован: 30 янв 2010, 07:06
- Автомобиль: .
- Имя: .
- Откуда: DC
- Контактная информация:
Re: Мембраны. Так ли все однозначно.
Тюбая ткань так или иначе тормозит поток воздуха.не могу осознать
В большей или меньшей степени.
Мембрана (любая) абсолютно непродуваема, авизент - в зависимости от плотности и плетения.
Небольшая продуваемость не вредна, так как увеличивает проницаемость водяных паров. (воздухообмен выше)
Задача же - не выдувать тепло из под одежды.
Но раз часть воздуха вместе с паром покидает нас, то и конвекционный теплообмен имеет место быть =)
Для каждых условий свой индивидуальный баланс качеств.
Для этого собственно многослойность и придумана =)
Последний раз редактировалось Suicide 13 янв 2011, 16:33, всего редактировалось 1 раз.
- Сообщения: 2146
- Зарегистрирован: 03 дек 2009, 18:49
- Автомобиль: чёткая, пацанская.
- Имя: Александр
- Откуда: Красноярский край г. Сосновоборск
Re: Мембраны. Так ли все однозначно.
Гонял на велике в -20-25, под низ что то типа флиса или какая то кофта шерстянная, потом ещё велокуртка, если между ними нет мембраны то холодно становится быстро, и сильно, если мембрана то зашибись, если летом, то потеешь быстро, всё правильно нефиг ездить в ней просто так, скорее из нутри промокнешь от пота нежели от дождя.
- Сообщения: 17741
- Зарегистрирован: 30 янв 2010, 07:06
- Автомобиль: .
- Имя: .
- Откуда: DC
- Контактная информация:
Re: Мембраны. Так ли все однозначно.
Гонял на велике в -20-25
...часика через 4 будешь выбивать иней =)если мембрана то
- Сообщения: 17741
- Зарегистрирован: 30 янв 2010, 07:06
- Автомобиль: .
- Имя: .
- Откуда: DC
- Контактная информация:
Re: Мембраны. Так ли все однозначно.
Производители уже более осторожно подходят к вопросу. =)
Если раньше о свойствах мембран можно было говорить только восторженно то теперь информация становиться более объективной.
Цитата..
Если раньше о свойствах мембран можно было говорить только восторженно то теперь информация становиться более объективной.
Цитата..
При низких минусовых температурах зимой появляется проблема обмерзания Гортекса.
Мембрана Gore-Tex, беспрепятственно проводит пары воды, но, как известно, существует отличие паров воды от тумана. Пар - это молекулы воды, туман же - это взвесь в воздухе капель воды. Туман - это конденсировавшийся пар. Поэтому, чтобы пар проходил через мембрану, не конденсируясь в туман, температура на поверхности мембраны должна быть выше точки росы. Точка росы - это температура, при которой пар воздуха конденсируется в туман. Для нормальных условий - это градусов 5-10. Если на улице -20, а у вас под курткой +10, соответственно при таких условиях пары воды конденсируются на внутренней стороне мембраны и замерзают. Бороться с этим невозможно - просто отряхните намерзший лед перед тем, как переместитесь в более тёплое помещение, например палатку.