Если настроить демпфирование на проезд небольших неровностей, его катастрофически не хватает на больших кочках и прыжках.
Сопротивление сжатия оказывается недостаточно, подвеску пробивает до упора, отбой тоже не справляется, машину подкидывает, она клюет носом и как говорят в народе "козлит".
Если увеличить демпфирование, начинаются проблемы с мелкими неровностями, удар в большую кочку подвеска держит, а вот на мелких превращается в "табуретку" от тряски стучат зубы и колеса отпять подпрыгивают..
Из прошлой беседы про всю эту хреновину(Про настройку амортизаторов.) мы помним, что для работы в стольль разных режимах характеристика сопротивления должна быть прогрессивной.
Говоря совсем просто, на небольших кочках и усилия должны быть соразмерно небольшими, а при сильном ударе амортизатор должен уперется значительно сильнее..
Для этого придумана такая простая и гениальная штука как байпас.
Не надо пугаться этого хитрого слова - байпас (переводится как "обход") это просто дополнительная трубка, по которой масло может перетекать мимо основного клапана.
В ней находится дополнительный клапан, с возможностью регулировки его сечения. Простейшей иголкой с резьбой и уплотнительной резиночкой.
Трубочек может быть две, одна отвечает за сжатие, другая за отбой.
Перефразируя - при движении поршня, клапаны в поршне не являются единственным источником сопротивления.
Основная фишка байпас трубочек - это возможность настройки сопротивления в разных положениях штока
Для этого их можно разместить в разных местах корпуса..
Это дает нам возможность развлекаться с кривой характеристики практически как угодно..
Например в первой половине хода сжатия мы можем настроить маленькое сопротивление, а в конце серьезно его увеличить. .
В первой половине хода масло протекает через байпас клапан с большим сечением - сопротивление небольшое и амортизатор "мягкий"..
Когда же мы прожмем его больше половины байпас окажется закрыт поршнем, и в работу вступит только клапан в самом поршне, с куда более меньшим сечением.
Амортизатор станет "жестким" ...
Тоже самое с отбоем!
Подкручивая сечение байпасного клапана мы можем легко настроить сопротивление, не прибегая к разборке амортизатора.
Приваривая трубочки в нужные места, изменять точку начала прогрессии. =)
Собственно трубочек можно сделать и больше двух !
Например две на сжатие, выведенные с разных точек..
Чем больше байпасов, тем больше зон где можно настроить параметры.
Тем самым у нас появляется отдельная настройка для маленьких неровностей, и отдельная для больших !
На начало хода мы накрутим мягенькое сжатие, и быстрый отбой, чтобы ловить небольшие кочки, не подпрыгивая на них и сохраняя хороший контакт колеса.
На конец хода мы настроим сильное сопротивление сжатию, чтобы при мощном ударе подвеска не сложилась до упора, и закрутим отскок помедленее, чтобы после этого удара машину не подбросило.
phpBB [media]
Зы. В заключении бонус идея, для тех кому лениво приваривать трубочки и вытачивать клапаны - можно сделать подобие амортизатора с байпасом потратив 500руб... или бутылку "жигулевского" =)
Если мы возьмем амортизатор типа "сааз рейсинг" или того круче "каЙаба пирфоманц", сольем из него половину масла и поставим в качестве дополнительного, то получим похожий эффект.
В первой половине хода будет работать только один амортизатор, а когда поршень доберется до масла во втором, и он включится в работу, увеличив сопротивление вдвое.
А еще никто не запрещает приварить байпасы к однотрубной плазе, весьма существенно сьэкономив на фоксах, олинзах, кингах и прочих ф-о-а...
Нивоводство же должно развивать инженерное мышление ! Или где ? =)