Шары товарища Красикова. ДАК (дифференциал автоматический)

Внедорожная подготовка. Тут рождаются монстры!
Аватара пользователя
Сообщения: 17738
Зарегистрирован: 30 янв 2010, 07:06
Контактная информация:

Шары товарища Красикова. ДАК (дифференциал автоматический)

Сообщение Suicide »

Введение.. чем меньше человек понимает в проблеме и чем больше мифов - тем легче его на бабло раскрутить.... (с)

Как работает ДАК.
ДАК - новый тип самоблокирующихся дифференциалов, аналогов в металле нет.
Степень блокировки в одном направлении – 100%, в другом – 85-95%.
ДАК представляет собой трехзвенный планетарный механизм с двумя степенями свободы. Звеньями являются: корпус (водило), шариковая цепочка (сателлит, только без оси и некруглая) и шнеки (полуосевые элементы). ДАК симметричный диф-л, т.е. М1=М2=0.5Мд (М1и М2 - моменты на полуосях, Мд – момент на корпусе диф-ла), кинематика такая же как у обычного диф-ла., т.е. W1+W2=2Wд (соответственно - угловые скорости).

Рассмотрим работу ДАКа в направлении 100% блокировки.
1. Условие равновесия внешних моментов:
М1 + М2 = Мд
М1 = М2.
В повороте скорости колес не равны W1 ≠ W2, цепочка шариков разгружена и свободно перемещается, полуосевые элементы вращаются с разной скоростью.
2. При рассогласовании моментов на колесах (пробуксовка одного колеса):
М1 ≠ М2
цепочка шариков нагружается, что приводит к ее заклиниванию и ДАК блокируется, (частный случай - вывешивание колеса: М1=0, М2=Мд).
ДАК переключает режимы мгновенно.
В заблокированном состоянии моменты на полуосевых элементах выравниваются и цепочка шариков разгружается - ДАК разблокируется. В следующий момент времени, если сцепление колес неодинаково, опять происходит рассогласование моментов – ДАК блокируется, а если сцепление колес одинаково ДАК остается в разблокированном состоянии. Таким образом ДАК «прощупывает» дорогу. В этом и заключатся автоматизм ДАКа с обратной связью.
В направлении 90% блокировки процессы аналогичные. В случае 100% блокировки для заклинивания цепочки требуется М1-М2≠0, а для 90% - требуется небольшой момент на слабом колесе, назовем его Мmin (достаточно льда), т.е. М1-М2≠Мmin. ДАК работает более мягко, момент переключения незаметен для водителя.


Выглядит красиво не так ли ? =)
У мну однако есть парочка каверзных вопросов. Ы ..
В заблокированном состоянии моменты на полуосевых элементах выравниваются и цепочка шариков разгружается - ДАК разблокируется. В следующий момент времени, если сцепление колес неодинаково, опять происходит рассогласование моментов – ДАК блокируется, а если сцепление колес одинаково ДАК остается в разблокированном состоянии. Таким образом ДАК «прощупывает» дорогу. В этом и заключатся автоматизм ДАКа с обратной связью.
Если диф заблокировался, это совсем не означает, что моменты, распределяемые между колесами выровнялись. !!!!

Вот главное заблуждение!

Момент (М) - это сила.
Повышать или понижать момент в механике может тока редуктор.
(Мы считаем пер. числа и умножаем их на момент и получаем его увеличение или уменьшение). При этом меняется кол-во оборотов на выходе.
Так же и диф состоит из шестеренок с заданным уже передаточным..
Симметричный диф делит М всегда пополам!!

Про это написано в начале описания Дака. (ДАК симметричный диф-л, т.е. М1=М2=0.5Мд)
При торможении одного , другое вывешенное колесо крутится в 2 раза быстрее чем когда они вместе.
М при этом остается неизменным.

Т.е. меняется работа на колесе от 0 до бесконечности..

Чуть подобней.
Силовой поток диффа имеет уравнение:
M1+i M2=0, отсюда М1/М2 = -1.
Т.е. если дифф симметричный то его пер. число i=-1.
Число полуосевых зубьев одиннаковое , Z1=Z2.т.е. i= - Z1/Z2.
Соответственно и моменты по осям тоже равны.
Трение пока опустим. (унас сферический ваккум гы)
М1=М2.
Изменяются тока угловые скорости.
Далее рассмотрим кинематику..
w- угловая скорость.
1,2 - левое, правое, перед и зад...
W1-i W2 +(i-1) Wоб =0.
Из этого видно что угловые скорости могут быть произвольными.
Тока угл. скорости, а не моменты.

Если едем прямо ( сателлиты стоят) то W1=W2 и согласно кинематической формуле
W1=W2=Wоб.
в повороте W1>W2 и наоборот
Подставляем любые значения в формулу выше и получаем 0.

Шестеренка не умеет менять размер и кол-во зубьев.
Какие бы ни были угловые скорости на колесах иль осях, момент остается постоянным и распределяется согласно внутреннему передаточному самого диффа.

Главное свойство диффа, за что мы его так любим - это невозможность передавать силовой поток с вала 1 на вал 2.
Что и исключает циркуляцию мощности.

А вот жесткая блокировка обеспечивает равные скорости вращения полуосей, а крутящие моменты там могут быть уже любые..

Вернемся впрочем к нашим шарам..
2. При рассогласовании моментов на колесах (пробуксовка одного колеса):
М1 ≠ М2
цепочка шариков нагружается, что приводит к ее заклиниванию и ДАК блокируется, (частный случай - вывешивание колеса: М1=0, М2=Мд).
Как мы можем вопринять данный бред ?
Попробуем логически обстрагированно..

За счет чего мы можем понять, что колесо буксует ?
По угловой скорости конечно !
Чтобы цепочка шариков как то нагрузилась и заклинила должно сначала появиться трение = разница угловых скоростей. те одна сторона обогнать другую....

Что получим ?
Все в принципе тоже самое, тока добавляем момент трения.
Дифу нас остался симетричным, т.к полуосевые шестерни одиннаковые.

моменты на полуосях(валах) будут:
М1=-Мо/2 (1+Мт/Мо = -Мо/2(1+Кб)
М2=-Мо/2 (1-Мт/Мо = -Мо/2(1-Кб)
Где Мо-приходящий момент. Кб - коэф. блокировки.

Дак не умеет передавать момент к нужному колесу как нам торжественно обещают....
Он просто выравнивает угловые скорости. Не более.

Еще раз..
Все самоблоки любой конгструкции обеспечивает неравный момент на полуосях, при разных скоростях вращения.
Таким образом искажение момента возникает только из-за разности скоростей вращения полуосей.


Вернемся к конструктиву Дака еще раз пожалуй, чтобы вопросов больше не было..
Мне не жалко повторить наши выводы =)
В случае, когда одно из колёс попадает на скользкий участок, обычный, "классический" дифференциал позволяет колесу с наименьшей тягой увеличивать свои обороты, т.е. буксовать, юзить и т.д. С дифференциалом «ДАК» этого не происходит. Так как в этом случае полуосевой элемент буксующего колеса начинает вращаться. Его вращение, неизбежно вызывает вращение соединённого с ним цепочками шариков противоположного полуосевого элемента, который мгновенно довернёт другое колесо и вытолкнув машину, не даст ей буксовать.(из описания работы)
Кто или что заставляет вращаться полуосевой элемент и буксовать колесо попавшее на скользкий участок. ?
Трение конечно !
Если сопротивление перемещению шариков маленькое, то скорее другое колесо с хорошим сцеплением напихает шариков к полуосевому элементу скользящего колеса и даст ему почти свободно буксовать.
Если сопротивление есть, то шарики просто останавливают относительное вращение обоих полуосевых элементов... получается блокирование полуосей и корпуса.
Зона работы этого устройства в режиме повышенного внутреннего трения очень узка, так каг трение скольжения (червяные пары, винты, шайбы, конуса в других конструкциях) здесь заменилось на трение качения и трение шариков относительно друг друга..
При этом трение в данной конструкции крайне велико !! (коэффициент блокировки 100процентов) Настолько велико, что с тем же эффектом можно просто заварить диф !!

От выводов теоретической части происходит неправомерность применения буквы Д в абревиатуре ДАК. Данное устройство не является дифференциалом....

Зы. Очень жаль,что проникновение маркетологов в суть вопросов, изучаемых инженерами годами, не позволяет надеятся на достоверность какой-либо информации получаемой из интернета..
Сообщения: 48
Зарегистрирован: 07 июн 2010, 14:04

Re: Шары товарища Красикова.

Сообщение sash_ok »

Всем - Здравствуйте!
Suicide,
Вы совершенно правы в том, что на сайте ДАКа описание работы - полная вата.
Но Ваши выводы также несколько не корректные.
ДАК является дифференциалом повышенного трения.
Кб ДАКа настолько велико (в одном направлении), что автомобиль способен двигаться с вывешенным колесом,
но это не значит, что ДАК является аналогом жесткой блокировки, просто на забегающем колесе результирующий момент
будет противоположным по отношению к моменту на отстающем колесе. Иначе говоря, машина этим колесом будет тормозить.
Подобного эффекта можно добиться и на блокировке типа Квайф выбором угла винтов.
100% червячный самоблок

Повторюсь ДАК не что иное как дифференциал повышенного трения с высоким Кб блокировки (возможно переменным)
со всеми вытекающими последствиями.

Интересующимся рекомендую книжки:
Дифференциалы колесных машин.djvu 3 Мб
Ведущие мосты Яскевич.djvu 10Мб
Для тех кому лень много читать:
Дифференциалы повышенного трения.pdf 2.3Мб

Читайте и не позволяйте вешать себе лапшу на уши! :)
Аватара пользователя
Сообщения: 17738
Зарегистрирован: 30 янв 2010, 07:06
Контактная информация:

Re: Шары товарища Красикова.

Сообщение Suicide »

Но Ваши выводы также несколько не корректные.
м ?? =)
ДАК является дифференциалом повышенного трения.
Это уменя четко озвученно =)
Кб ДАКа настолько велико (в одном направлении), что автомобиль способен двигаться с вывешенным колесом,
Это вроде тоже не пропустил ....
Повторюсь ДАК не что иное как дифференциал повышенного трения с высоким Кб блокировки
Так точно, в чем противоречия с моими выводами ?

При таком Кб дифференцирование там как бы отсутствует и устройство практически равнозначно завареному дифу =)
Зона работы этого устройства в режиме повышенного внутреннего трения очень узка
Сообщения: 48
Зарегистрирован: 07 июн 2010, 14:04

Re: Шары товарища Красикова.

Сообщение sash_ok »

При таком Кб дифференцирование там как бы отсутствует и устройство практически равнозначно завареному дифу =)
Данное утверждение не верно.
С заваренным дифом повернуть будет очень сложно. С даком это возможно, т.к. колеса будут продолжать вращаться с разными угловыми скоростями.

ДАК - дифференциал.
ДАК - не является аналогом заваренного дифа.

Если вы не съезжаете с асфальта - ДАК Вам не нужен.
Аватара пользователя
Сообщения: 17738
Зарегистрирован: 30 янв 2010, 07:06
Контактная информация:

Re: Шары товарища Красикова.

Сообщение Suicide »

С даком это возможно,
Но тоже непросто =)
ДАК - дифференциал.
Стоит только появится разнице угловых скоростей (в повороте или при пробуксовке колеса) он уже практически не диференциал)
Сообщения: 48
Зарегистрирован: 07 июн 2010, 14:04

Re: Шары товарища Красикова.

Сообщение sash_ok »

Suicide писал(а):
С даком это возможно,
Но тоже непросто =)
На самом деле несколько ощутимее винтового дифа.
Suicide писал(а):
ДАК - дифференциал.
Стоит только появится разнице угловых скоростей (в повороте или при пробуксовке колеса) он уже практически не диференциал)
Ну не бывает чуть - чуть беременна :) По кинематике это дифференциал.

Некоторые спортсмены пытались и сейчас еще пытаются на стенде снять характеристики ДАКа.
пока явной картины нет... Вот ДАКовцам самим давно пора это сделать.
Антоха

Re: Шары товарища Красикова.

Сообщение Антоха »

sash_ok
Я на нивару писал и тут напишу. Я не готов незнакомому дятьке отдавать десять тыщ за неопробованное сырое изделие. Слишком рано ДАК вышел в мир. Такое ощущение что народ ставит ДАКи лишь потому, что эжто модно. Хотя производителю это выгодно. Пиар однако.
Сообщения: 48
Зарегистрирован: 07 июн 2010, 14:04

Re: Шары товарища Красикова.

Сообщение sash_ok »

Антоха писал(а):sash_ok
Я на нивару писал и тут напишу. Я не готов незнакомому дятьке отдавать десять тыщ за неопробованное сырое изделие. Слишком рано ДАК вышел в мир. Такое ощущение что народ ставит ДАКи лишь потому, что эжто модно. Хотя производителю это выгодно. Пиар однако.
Его плюс - высокий Кб, которого нет у продающихся самоблоков.
Но это и минус , т.к. высокий Кб жизни ни трансмиссии ни самому самоблоку не добавляет.
MEW
Аватара пользователя
Сообщения: 2146
Зарегистрирован: 03 дек 2009, 18:49

Re: Шары товарища Красикова.

Сообщение MEW »

и уже есть фотографии развалившийся даков, даже у нас в красноярске их кто то пробовал и поломал
дифы повышенного трения ставят почти недумая везде у иножипов и не только, дифы заваривают тоже думая а не просто так, если бы я ездил 99% по скользкому то заварил бы с зади.
Аватара пользователя
Сообщения: 17738
Зарегистрирован: 30 янв 2010, 07:06
Контактная информация:

Re: Шары товарища Красикова.

Сообщение Suicide »

Ну не бывает чуть - чуть беременна По кинематике это дифференциал.
Ну в общем да конечно.. но с очень большим трением =)
Скорости все таки могут быть разные.
высокий Кб жизни ни трансмиссии ни самому самоблоку не добавляет.
Я бы сказал более чем =)
Принудиловку мы хоть отключим когда не надо, а включим только когда тихонько поползем внатяг без фанатизма, контролируя нагрузки....
Сообщения: 354
Зарегистрирован: 01 мар 2010, 06:51

Re: Шары товарища Красикова.

Сообщение Ay49Mihas »

Я кароче не понял, с рабоче-крестьянской точки зрения ДАК это что? Зло или добро?

Для УАЗоводов --- скорее зло :) Патамучта если поставить в передний мост, и его отключить, то он внезапно может заблокироваться с непредсказуемыми результатами для траектории движения автомобиля (у нас же в форуме описывался случай). Для нас благодаря постоянному полному приводу, вроде и не такое зло.

То, что он фиговасто дифференцирует, не говорит о том, что он не дифференцирует вовсе. То есть, в повороты надо будет входить плавнее, на меньшей скорости, чтобы не заработать срабатывания ДАКа (и то скорее при наличии его в переднем мосту, мне каэцца). Тут минус в управляемости (врубаеецо внезапно и неконтролируемо).

Но в случае каки он работает или нет? Машине позволяет ездить с одним свободно или почти свободно вращающимся колесом на оси? Или на втором колесе момента будет банально недостаточно, чтобы выехать из каки?

PS: свободный дифференциал вдруг перестаёт работать при застревании в каке с креном (не дифферентом!), как ДАК поведёт себя и как поможет машине?
Аватара пользователя
Сообщения: 17738
Зарегистрирован: 30 янв 2010, 07:06
Контактная информация:

Re: Шары товарища Красикова.

Сообщение Suicide »

Я кароче не понял, с рабоче-крестьянской точки зрения ДАК это что? Зло или добро?
Доброе зло.. (или злое добро) =)
Или на втором колесе момента будет банально недостаточно, чтобы выехать из каки?
На втором момента будет достаточно,чтобы ехать с полностью вывешенным колесом..
То есть, в повороты надо будет входить плавнее, на меньшей скорости, чтобы не заработать срабатывания ДАКа
В нем никакого порогового срабатывания.. как только ты начал поворачивать (угловые скорости изменились) он уже сработал.

В виду погрешностей на трение и невозможности равенства скоростей (банально колеса с разным износом) он работает всегда.
Поворот и пробуксовка колеса - равнозначные ситуации..
Сообщения: 354
Зарегистрирован: 01 мар 2010, 06:51

Re: Шары товарища Красикова.

Сообщение Ay49Mihas »

Suicide писал(а):В нем никакого порогового срабатывания.. как только ты начал поворачивать (угловые скорости изменились) он уже сработал.
Я так понял, тот самый волшебный угол наклона шнека и есть штука, которой регулируется величина погрешности в равенстве скоростей колёс. Или не?
Аватара пользователя
Сообщения: 17738
Зарегистрирован: 30 янв 2010, 07:06
Контактная информация:

Re: Шары товарища Красикова.

Сообщение Suicide »

Степень блокировки зависит от трения рабочих элементов.... – от угла нарезки шнеков, количества каналов, диаметра шариков итд..
Сообщения: 354
Зарегистрирован: 01 мар 2010, 06:51

Re: Шары товарища Красикова.

Сообщение Ay49Mihas »

Афчём проблема, если эти параметры подобраны под соответствующий антамобиль (для которого данная модель ДАКа и предназначена)? Значит, должно боль-мень нормально работать? Я так понимаю, что производитель как раз эти параметры и заинтересован сделать такими, чтобы на асфальте не допустить срабатывания, а на льду или в каках --- как раз допустить?

Нуи сакраментальный --- если это всё-же работает, то зачем тема создавалась? Я так понял, чтобы показать недостатки, но кроме ресурса (из-за того что там всё трётся, износ потому большой) и для некоторых цены, пока других недостатков не видно. Поправьте, пажалуста.
Аватара пользователя
Сообщения: 17738
Зарегистрирован: 30 янв 2010, 07:06
Контактная информация:

Re: Шары товарища Красикова.

Сообщение Suicide »

Я так понимаю, что производитель как раз эти параметры и заинтересован сделать такими, чтобы на асфальте не допустить срабатывания, а на льду или в каках --- как раз допустить?
Еще раз,для тех кому лень читать первый пост .. =)
Поворот и пробуксовка колеса на льду - равнозначные ситуации.. самоблок "не умеет" их отличать ..
Сообщения: 354
Зарегистрирован: 01 мар 2010, 06:51

Re: Шары товарища Красикова.

Сообщение Ay49Mihas »

Suicide писал(а):Поворот и пробуксовка колеса на льду - равнозначные ситуации.. самоблок "не умеет" их отличать ..
это так и есть на годовых ДАКах на ниве? ИФ чото не писал про такое по результатам испытаний...

Но я готов поверить. Хотя думается, что теми самыми штуками подбирается разность в угловых скоростях, когда на неё уже нельзя не обращать внимание.
Аватара пользователя
Сообщения: 1596
Зарегистрирован: 28 апр 2010, 18:31

Re: Шары товарища Красикова.

Сообщение fanngorn »

И я внесу свои 5 копеек.

На Шниве которой поставил ДАКи в начале апереля - задний уже навернулся... Прошёл где-то 3-4 соревнования...

На Ниве поставил ДАКи в оба моста в конце апреля. Через неделю владелец приехал с жалобами на то что в поворотах слышен сильный хруст спереди и сзади. Прокатился сам, действительно в поворотах хустит как передняя так и задняя блокировка, и кроме того при повороте с вывернутыми до упора колёсами машина поворачивает как будто в мостах жёсткие блокировки, т.е. радиус сильно увеличивается, руль удаётся вывернуть до упора не сразу даже с ГУРом...

В общем мой совет - не ставьте ДАКи, чепуха всё это. Очередная попытка скопировать забугорную конструкцию и приспособить для отечественных машин с треском провалилась. Ничего надёжнее старого доброго винтового самоблока пока не придумано.
Аватара пользователя
Сообщения: 17738
Зарегистрирован: 30 янв 2010, 07:06
Контактная информация:

Re: Шары товарища Красикова.

Сообщение Suicide »

при повороте с вывернутыми до упора колёсами машина поворачивает как будто в мостах жёсткие блокировки, т.е. радиус сильно увеличивается, руль удаётся вывернуть до упора не сразу даже с ГУРом...
Что вполне логично, так как разница угловых скоростей большая.
Аватара пользователя
Сообщения: 1596
Зарегистрирован: 28 апр 2010, 18:31

Re: Шары товарища Красикова.

Сообщение fanngorn »

Сегодня звонил владелец Нивы, сказал что в заднем мосту ДАК накрылся медным тазом. На следующей неделе заменю на винтовой самоблок, фотоотчёт естетсвенно будет. :ti_pa:
Ответить

Вернуться в «Офф-роуд»