Большое путешествие на двух Нивах по Карелии

Отчеты и не только, о путешествиях и экспедициях.
Ответить
Аватара пользователя
Сообщения: 370
Зарегистрирован: 19 июл 2012, 16:32
Контактная информация:

Большое путешествие на двух Нивах по Карелии

Сообщение oleg_ggg »

Рассказ про двухнедельное путешествие на двух Нивах по Карелии. Поездка оказалось очень интенсивной: мы каждый день посещали несколько новых интересных мест, спали всё время в палатках.

В Карелию мы на этот раз поехали двумя машинами, четыре человека. Причем я стартовал в пятницу, а вторая машина по плану должна была с нами встретиться в понедельник, уже где-то в Ленобласти.

Оригинал рассказа о путешествии на дзене. Там чуть больше фото: https://zen.me/1HEEMex3

ДЕНЬ ПЕРВЫЙ, 11 сентября
Стартовать из Москвы планировали в 7 утра. Но Нива, как обычно, имела на это свои планы. Загрузили в машину вещи, но она отказалась заводиться. Я перед этим лазил в карбюратор, поэтому грешил на него. Но в итоге оказалось, что обломился высоковольтный провод зажигания у трамблёра.
Изображение
Итак, время 7:30 утра, автозапчасти работают с 10:00. В итоге магазин открылся в 10:30, были куплены новые провода и машина завелась!

Дальше всё просто – выскочили на платную трассу М11 Москва - Санкт-Петербург и полетели навстречу приключениям.

Но из-за поломки стартовали не в 7:00, а в 11:00, потеряли 4 часа.

Трасса М11 мне очень понравилась – каждые 20 км. пункты отдыха. Машин не много, населенных пунктов нет – едем быстро и безопасно.

Но есть проблема – на трассе очень мало заправок, поэтому один раз до заправки добрались практически с пустым баком. Но нам это не страшно, полная канистра 20 литров всегда с собой про запас.

Машина у нас не быстрая, крейсерская скорость 80 км/ч. Плюс поздно выехали из Москвы. Поэтому заночевали не доезжая 100 км до Питера, прямо на трассе. Поставили палатку в углу пункта отдыха.
Изображение
Изображение

Перед сном поменял реле вентиляторов, оно почему-то сгорело.

Спал ужасно – ночью вся парковка была забита фурами, которые стояли со включенными двигателями. Спать этот гул сильно мешал.

Плюс по мне всю ночь прыгали лягушки!! Как оказалось, напарник “родился в лифте” , он никогда не застёгивал палатку, когда из нее выходил. Таким образом в палатку проникали лягушки.
Изображение

ДЕНЬ ВТОРОЙ, 12 сентября
Проснулись на парковке, вытряхнули из спальника и палатки последних лягушек и поехали дальше.

Питер проскочили без проблем – тоже по платнику ЗСД.

На выезде правда пару раз промахнулись, проехали лишние 30 км., но это не страшно – время позволяет, можем покататься.

Далее мы сразу поехали за Приозерск, на озеро Ястребиное. Давно хотел там побывать, но всё времени не было.

По пути заехали на развалины старой финской ГЭС. Небольшая дамба, лодки. Приятное место.
Изображение

По пути к озеру Ястребиное у нас пограничники проверили документы, все было в порядке.

Еще по дороге на озеро проехали мимо гранитных карьеров, там стоит различная техника, работают дробилки.

До самого озера дороги нет, остановились на поляне перед началом тропы. Поэтому до Ястребиного озера нужно идти пешком, но относительно недалеко.

Под палатки много мест. Есть интересный длинный висячий мост через озеро, которое поменьше.
Изображение

Скалы классные, с пробитыми скалолазными маршрутами.
Изображение
Изображение

На обратном пути от озера к машине как обычно, заблудились.
Но в итоге добрались до машины, поставили палатку и легли спать, под дождём.
Изображение

ДЕНЬ ТРЕТИЙ, 13 сентября
Утро традиционно встретило нас дождем (который шел всю ночь). Но этот день для нас был радостным – вечером к нам должна присоединиться вторая машина!!!

Решили встречаться с ребятами в районе Лосево, чтобы им не такой конский пробег был от Москвы – они одним днём должны были до нас дойти. Поэтому мы покинули Ястребиное двинули обратно в сторону Приозерска.

Так как времени у нас было много, то в Приозерске заехали в автосервис. Я решил впервые за 9 лет отбалансировать колёса. Колёса оказались практически квадратными – диски сильно мятые, причем больше всего вмятин с внутренней стороны. Заодно поменял передние тормозные колодки, они были уже в труху.
Изображение

Заехали в Приозерске в музей, крепость Корела. Перед музеем в качестве памятников стоит бронетехника.

Шёл дождь. Крепость небольшая, но интересная. Сюда ссылали декабристов и семью Пугачева. Будете в Приозерске — загляните.
Изображение

Поехали дальше, искать стоянку у Лосево. Но сначала перекусили в машине тушенкой.
Изображение

В самом Лосево к воде сложно подобраться, везде базы и частные дома. Всё огорожено заборами и перекрыто воротами-шлагбаумами. Отдых у воды только за деньги. В итоге, в Лосево мы не нашли нормальное место для стоянки.

Поехали по Выборгскому шоссе, искать выход к Вуоксе с той стороны. Покатались по полю, красивое. Доехали до Ягодного, упёрлись в ворота базы ИТМО.

Но мы же на Ниве, дороги нам не нужны!!! Объехали лесами, приехали на Берестовое озеро.
Изображение

Но нарисовалась проблема: тут оказывается, заказник. Нельзя заезжать на машине. Нельзя жечь костры. Много чего нельзя. Вовремя мы это сообразили.

Поехали на другое место, в итоге остановились на берегу Вуоксы, между двумя базами отдыха.
Изображение

Напилили и накололи дров, организовали костёр.

Около 19:45 наконец-то приехал второй экипаж, они выехали в 9:15 из Москвы.
Изображение

По-быстрому перекусили и легли спать – завтра новый день, дорога и приключения ждут нас. Тем более теперь все в сборе.

ДЕНЬ ЧЕТВЁРТЫЙ, 14 сентября
Проснулись с утра пораньше на Вуоксе, быстро собрали лагерь и опять поехали в Карелию.

По пути мы еще раз заехали на финскую ГЭС, чтобы парни тоже её увидели. Место-то хорошее и посмотреть можно быстро. Деревня называется Мельничные ручьи.

Опять начались проблемы с машиной – открутился радиатор от вибраций. Но ничего – 15 минут и новая гайка прикручена, радиатор опять на месте.

Дальше поехали а Лумиваару, там находится финская лютеранская кирха. Её построили в 1935 году, всего за четыре года до войны.
Изображение

На колокольне там висит колокол, можно в него позвонить. Сама кирха сохранилась хорошо, но постепенно разрушается.
Изображение

Рядом с кирхой братская могила солдат финской армии, воевавших против СССР.

Интересный факт - финны своих погибших солдат во время войны старались хоронить не там, где они погибли. Тела погибших солдат отвозили к ним на родину (если это было возможно) и хоронили их там.
Изображение

Поснимали кирху с квадрокоптера:
phpBB [media]


На обратном пути заехали на небольшой водопад рядом.
Изображение

Затем поехали в музей гора Филина, это в Ландехпохье.

Там находится бункер финской армии времен войны, сейчас в нём музей.
Изображение
Изображение

Немного техники рядом, в основном, более поздней.
Изображение

Полноценное видео с горы Филин будет выложено отдельно, после того как обработаю весь материал.

Вечером доехали на заброшенную финскую целлюлозную фабрику Ниемикоски. Фабрика находится на реке в лесу. Снизу бурлит вода.

В тот день мы сразу по приезду к фабрике поставили палатки и легли спать, так как уже стемнело. Осмотр фабрики оставили на завтра.

ДЕНЬ ПЯТЫЙ, 15 сентября
С утра осмотрели фабрику. Очень интересно. На этом месте в 1897 году была финская лесопилка, которая в 1906 году была переоборудована в фабрику.

Фабрика находится недалеко от Сортавалы, на реке Китенйоки (Kiteenjoki), в районе поселка Туокслахти.

Будьте осторожны – в лесу живут медведи, это уже достаточно дикие места.

Рядом раньше был финский посёлок, железная дорога, два моста через реку. Сейчас ничего не сохранилось. Только руины фабрики. Но и они впечатляют – очень красиво и интересно, как человек в те времена подчинил себе силу воды.

Фабрика использовала для работы силу воды, к ней подведен отдельный канал от реки для работы агрегатов. Река сейчас частично течёт прямо под зданием фабрики. Фабрика построена на пороге, который называется Ниемикоски (Niemikoski), и поэтому сама фабрика также имеет имя Ниемикоски.
Изображение
Изображение

Впечатляет построенная гранитная набережная и отвод воды от реки в сторону фабрики – строители для этого сделали небольшой канал параллельно основному руслу реки.

Фабрика частично сложена из гранитных блоков, кирпича и железобетона. Местные жители постройку постепенно разбирают – на кирпич и металлолом.
Изображение
Изображение
Изображение

Крыша местами обвалилась из-за того, что был выбран кирпич из несущих стен. Скорее всего, за ближайшие годы фабрика будет полностью разрушена охотниками за металлом и стройматериалами.

В видеоотчёте о путешествии будет полноценная видеосъемка всей фабрики. Так что подписывайтесь на оба мои канала - дзен и ютюб, чтобы не пропустить дальнейшие публикации.

Поснимали реку Китенйоки с квадрокоптера, жаль фабрика скрыта за деревьями:
phpBB [media]


После осмотра фабрики мы поехали в посёлок Рускеала – смотреть знаменитые мраморные карьеры.

Итак, Рускеала. Здесь добывали мрамор, в том числе и для строительства Петербурга. Конечно, добыча камня уже давным-давно прекращена и комплекс превращён в музей.
Изображение
Изображение

Карьеры превращены в парк с дорожками. И с тремя озёрами. Очень советую взять экскурсии в подземную часть и поплавать на лодках. Да, это дорого – одна только экскурсия по подземной части стоит дополнительно 4000 рублей с человека. Но ехать туда только ради того, что видно сверху не стоит – вы будете лишены бОльшей части впечатлений.
Изображение

Поснимали карьеры Рускеалы с квадрокоптера:
phpBB [media]


Рядом мраморно-известковый завод. Его построили в 1886 финны. Тут из известнякового мрамора получали известь путём обжига. Трубы выглядят космически. Мрамор привозили по рельсам, осталось часть путей.
Изображение

Эти трубы находятся в аварийном состоянии. Кирпичи практически лежат без раствора, одна труба уже рухнула, остальные частично обрушены. Очень скоро они совсем развалятся и от этой части истории ничего не останется.

Также с квадрокоптера сняли на видео старинные печи-трубы в Рускеале:
phpBB [media]


После Рускеалы мы поехали в посёлок Харлу. Там находится очередная заброшенная старая финская бумажная фабрика (на часть цехов эксплуатируется до сих пор), действующая ГЭС и плотина.
Изображение
Изображение

Поснимали фабрику и плотину в Харлу с квадрокоптера:
phpBB [media]


Заночевали на Ладожском озере, на окраине деревни Хийденсельга.
Изображение
Изображение

ДЕНЬ ШЕСТОЙ, 16 сентября
Проснулись на берегу Ладоги в Хийденсельге. По прогнозу должны были быть заморозки и сильный ветер. К счастью, реальность с прогнозом не совпала – было относительно тепло и безветренно.

Вчера мы пообщались с местным жителем, Егором. Он много нам рассказал о местах, которые будет интересно посетить. Одним из этих мест оказалась гора Хийденвуори, которая находится прямо в самой Хийденсельге. Интересное в ней то, что на вершине горы есть небольшая штольня-пещера.

Поэтому утром мы первым делом поехали искать эту штольню. Наверх идёт довольно хорошая тропа.
Изображение
Изображение

А на самой вершине горы находится вертикальная штольня глубиной около 10 метров. Он была прикрыта брёвнами. Внутрь при этом можно пройти через вертикальный ход, прорубленный в скале – он находится немного ниже, на стороне, противоположной Хийденсельге.
Изображение
Изображение

Кстати, в переводе на русский, Хийденвуори означает «гора злого духа».

Затем поехали в поселок Ляскеля. Там находится очередная плотина и очередная ГЭС. Тут же расположен Ляскельский бумажный завод. Он был построен в 1899 году! Кирпичное здание, кирпичами выложена надпись «Ляскеля».
Изображение

Поснимали фабрику, плотину и посёлок Ляскеля с квадрокоптера:
phpBB [media]


Поехали дальше, посетили водопад, который называется «9 мая». У него еще есть финское название, но это не важно. Водопадом это назвать сложно, очередной порог на речке.
Изображение

Немного после прошли через лес – там находится еще один водопад-порог. Узкий, но длинный.

Затем поехали на водопады «Белые Мосты». Причём мы подъехали к ним не с той стороны, где нормальная дорога для туристов, а с другой – там, где лес, тропы-направления, болота и медведи. Мы же на Нивах, можем себе позволить!

Там два водопада. Первый – большой и мощный.
Изображение

Второй водопад поменьше, но тоже высокий и красивый.
Изображение

Водопады очень красивые, их точно стоит посетить.

Поехали дальше, вдоль дороги огромное количество братских могил.
Изображение

Причём могилы солдат обеих противоборствующих сторон находятся рядом, вперемешку. А там, где лежат бойцы, которых не перезахоронили, стоят небольшие деревянные кресты.

Добрались до финской линии обороны KOLLAA. Она небольшая и не такая известная, как Линия Маннергейма, но не менее кровавая.

Тут находится финский памятник.
Изображение

Это место находится у озера Колласъярви, и тут трижды велись тяжёлые бои:
  • Сначала в период Зимней советско-финской войны, после которой эти земли перешли к Советскому Союзу
  • Затем, в начале второй мировой войны, летом 1941 года, земли были захвачены врагом
  • Потом нашим войскам пришлось заново штурмовать эти позиции, при освобождении республики Карелия от оккупации
В этих местах погибло очень много солдат, до сих пор многие братские могилы не обнаружены. И множество солдат до сих пор лежат там, где их настигла смерть.

На ночёвку мы остановились на озере Колласъярви, там много оборудованных мест для лагеря, так как в этом районе постоянной работают поисковые отряды.

Очень красивое место, но с ужасной кровавой историей. Тут во время войны велись ожесточенные бои, погибло очень много солдат.

При этом из-за того, что место удалено от крупных городов, следы прошедшей войны до сих пор видны. Более того, если копнуть в болоте – то легко можно найти остатки одежды и снаряжения погибших солдат. Нашел там полусгнивший кожаный ремень нашего солдата, рядом подошва от сапога и пуговицы. Сам солдат лежит тут же, в болотной тине.

Что там ещё? Остатки линии противотанковых надолбов. Оплывшие окопы, колючая проволока, заросшие воронки от взрывов.

Братские могилы, финские и советские. Пробитые каски висят на деревянных крестах.

В этих местах регулярно копают и поисковики, и чёрные копатели. Копают, находят тела солдат. Прямо на поверхности, в болоте лежат фрагменты амуниции, патроны, солдатские котелки.

Тут несколько тысяч погибших бойцов до сих пор лежат в озере и в окружающих его болотах.

Быстро стемнело, палатки поставили на берегу озера Колласъярви. Подробно осматривать это место будем завтра.
Изображение
Изображение
Изображение

На этом первую часть своего рассказа заканчиваю.

Предлагаю подписаться на канал, на дзене чтобы не пропустить продолжение: https://zen.yandex.ru/id/60a2b293d011a309be4f5de5
Но и без этого я тут, на нива-клубе обязательно выложу вторую часть описания путешествия, как только закончу его готовить.
Также подписывайтесь на мой ютюб-канал:https://www.youtube.com/channel/UCg9RH9 ... gLo9al2H0A

Далее, кроме второй части рассказа еще планируется опубликовать небольшой фильм (он в процессе монтажа) и дополнительные публикации про посещённые нами места, уже с подробностями и большим количеством фото.
Мой НИВА-водский канал на ютюбе: https://www.youtube.com/channel/UCg9RH9 ... gLo9al2H0A
Аватара пользователя
Администратор
Сообщения: 18502
Зарегистрирован: 01 дек 2009, 22:05
Контактная информация:

Большое путешествие на двух Нивах по Карелии

Сообщение Magellan »

Места живописание. :co_ol:
Все проекты НИВА.КЛУБ на одной странице: www.niva.club | Telegram | vk
Аватара пользователя
Сообщения: 370
Зарегистрирован: 19 июл 2012, 16:32
Контактная информация:

Большое путешествие на двух Нивах по Карелии

Сообщение oleg_ggg »

Не поверишь, за две недели выпили всего 4 бутылки огненной воды на всех. Настолько был насыщенный график движения и посещения красот, что вечером не то что пить - есть не хотелось, только спать.
:al_kana_ft:
Вторую часть описания надеюсь что закончу через неделю (не успеваю немного). Там еще много интересного будет.
А места классные. Жаль, что опять без грибов остались - опоздали буквально на неделю :cry_ing:
Мой НИВА-водский канал на ютюбе: https://www.youtube.com/channel/UCg9RH9 ... gLo9al2H0A
Аватара пользователя
Администратор
Сообщения: 18502
Зарегистрирован: 01 дек 2009, 22:05
Контактная информация:

Большое путешествие на двух Нивах по Карелии

Сообщение Magellan »

oleg_ggg писал(а): 13 окт 2021, 18:46 Не поверишь, за две недели выпили всего 4 бутылки огненной воды на всех.
Поверю, я вообще бросил. :-)
oleg_ggg писал(а): 13 окт 2021, 18:46 Ворую часть описания надеюсь что закончу через неделю (не успеваю немного).
Пиши, очень интересно. :co_ol:
Все проекты НИВА.КЛУБ на одной странице: www.niva.club | Telegram | vk
Аватара пользователя
Сообщения: 281
Зарегистрирован: 27 июн 2016, 16:39

Большое путешествие на двух Нивах по Карелии

Сообщение Shurik_designer »

Отличный рассказ!
Прям жаль, что Сталин Финку не отжал :hi_hi_hi:
Ничего не понимаю в ВАЗах. :nez-nayu:
Аватара пользователя
Сообщения: 370
Зарегистрирован: 19 июл 2012, 16:32
Контактная информация:

Большое путешествие на двух Нивах по Карелии

Сообщение oleg_ggg »

Старые финские постройки до сих пор не развалились, для себя они строили. Особенно интересны их гидросооружения на малых реках. Многие мини-гэс до сих пор в Карелии функционируют.
А в самой Финляндии я ни разу не был, так что не знаю как они там сейчас живут.
Мой НИВА-водский канал на ютюбе: https://www.youtube.com/channel/UCg9RH9 ... gLo9al2H0A
Аватара пользователя
Сообщения: 10727
Зарегистрирован: 06 июл 2010, 11:18

Большое путешествие на двух Нивах по Карелии

Сообщение Злопыхатель »

Да уж, да уж...
Я в сиё лето в Карелую не попал. По семейным обстоятельствам. :ny_tik:
Интересно, что в основном описаны неведомые мне места, надо будет взять на вооружение в будущем.
:co_ol:
Собственная убежденность не восполняет отсутствия знаний.
Аватара пользователя
Сообщения: 370
Зарегистрирован: 19 июл 2012, 16:32
Контактная информация:

Большое путешествие на двух Нивах по Карелии

Сообщение oleg_ggg »

Злопыхатель писал(а): 23 окт 2021, 14:27 Интересно, что в основном описаны неведомые мне места, надо будет взять на вооружение в будущем.
Почти подготовил вторую часть рассказа. Там будут и координаты посещенных мест
А по поводу неизвестных мест - мы каждый год проезжаем по пути Медвежьегорск. И только в этом году с удивлением обнаружили, что в Медвежьегорске тоже есть что посмотреть :-)
Так что постоянно будет всплывать что-то новое, причем в уже известных местах.
Мой НИВА-водский канал на ютюбе: https://www.youtube.com/channel/UCg9RH9 ... gLo9al2H0A
Аватара пользователя
Сообщения: 370
Зарегистрирован: 19 июл 2012, 16:32
Контактная информация:

Большое путешествие на двух Нивах по Карелии

Сообщение oleg_ggg »

Большое путешествие на двух Нивах по Карелии. Часть 2

Продолжение рассказа о нашем путешествии на двух нивах по Карелии.
За две недели мы посетили очень много интересных мест, я делюсь историей о пройденном нами маршруте.
Ссылка на первую часть рассказа: Большое путешествие на двух Нивах по Карелии. Часть первая.

Оригинал рассказа о путешествии на дзене. Там чуть больше фото.
Первая часть: https://zen.me/1HEEMex3
Вторая часть: https://zen.me/14pH9ix3


ДЕНЬ СЕДЬМОЙ, 17 сентября
Проснулись мы в лагере на озере Колласъярви. После ночёвки осмотрели окрестности, так как вчера в темноте ничего не было видно.
На окраине озера находятся безымянные могилы советских солдат.
Изображение
Изображение

Поисковые отряды постоянно находят там останки погибших воинов. Вот и прямо перед нашим посещением было найдено очередное захоронение.
Просевшая земля, огорожена колышками. И несколько небольших шурфов, из которых подняты винтовочные патроны и куски одежды солдата. Сам солдат до сих пор лежит там, его поднимут и перезахоронят позже.
Изображение

Там же, в шурфе лежит связка тротиловых шашек. В шашки вставлены запалы, подключены провода. Но солдат не успел, теперь эта связка взрывчатки лежит вместе с ним в Карельской земле.
Изображение

На съезде с дороги расположен мемориальный комплекс - братские могилы с захоронениями тех, кого нашли поисковые отряды в разное время. Мемориал каждый год расширяется, добавляются новые захоронения. На могилах лежат каски и фрагменты снаряжения.
Изображение
Изображение
Изображение

Там же, в районе озера Колласъярви можно увидеть линию противотанковых надолбов. Причём надолбы не бетонные, а гранитные.
Огромные камни, выложенные в несколько рядов в шахматном порядке. Интересно, что все гранитные глыбы одинакового размера, возможно камень специально обрабатывали для этого. Линии далеко уходят вбок в обе стороны от дороги. Фотографии не передают всей атмосферы вокруг этих камней.
Изображение

Сейчас ряды камней расположены среди леса, а во время войны тут были поля, деревьев не было.

Съемки озера Колласъярви с квадрокоптера:
phpBB [media]


Поехали дальше, в одной из деревень увидели старую финскую деревянную церковь. Высокие окна, аккуратное здание. Сейчас её отдали РПЦ, внутри идёт ремонт.
Изображение

Едем дальше, по дороге – очередные братские могилы.
Воины РККА, погибшие в 1922 году при освобождении Поросозеро:
Изображение
Красноармейцы 289 с.д., погибшие в июле 1944 года:
Изображение

Дальше начались бесконечные грунтовки, которые с каждым километром становились всё более и более дикими – мы начали отдаляться от обжитых мест. Дороги в основном для лесовозов. Лесовозов много. Попадается лес, сложенный в штабеля. Ехать красиво, осень, трёхцветные деревья.
Изображение

На дорогу выходят медведи, оставляют там свои следы и огромные кучи.
Это медведь поел ягод и потом навалил большую кучу прямо на дороге:
Изображение

Доехали до озера Пизанец.
Конец дороги прям ко камням, со скоростью 8 км/ч. Заночевали тут.
Изображение
Так как приехали на место уже вечером, то быстро перекусили и легли спать. Продолжение истории будет завтра.

ДЕНЬ ВОСЬМОЙ, 18 сентября
Проснулись опять на озере, как и вчера. Но на этот раз озеро называется Пизанец и оно относительно труднодоступное, хоть к нему и ведут достаточно хорошие грунтовки.
Изображение

Озеро Пизанец в Карелии. Озеро интересно тем, что это - заполненный водой тектонический разлом. Поэтому озеро такой необычной формы - оно узкое и вытянутое. В длину оно примерно шесть километров. А в ширину от 40 до 200 метров. Место очень красивое и популярное у туристов.
Съемки озера Пизанец с квадрокоптера:

phpBB [media]

Двинули по грунтовке в Медвежьегорск. Проехали по деревянному автомобильному мосту. Мосты из дерева тут часто, но такие большие всё же редкость.
Изображение

Перекусили на берегу живописной старицы-болота
Изображение

По дороге посетили водопад Падун. На самом деле, это не водопад, а очередной порог.
Изображение

Доехали до Медвежьегорска, тут расположена финская подземная казарма. Пока искали её, нашли ядерный могильник. Стоит экскаватор и контейнеры с надписью радиация. Этот источник заражения обнаружили недавно на территории заброшенной военной части. Сейчас проводят очистку местности
Серое - это контейнеры для радиоактивных отходов:
Изображение

Казарма вырублена в скале, ранее там было отопление и канализация (уже не действует), из казармы есть выход на вершину холма. По архитектуре - это такой же бункер, как в Горе Филина (этот музей мы посещали, в отчёте есть фото оттуда), но не облагороженный, а настоящий. Внутри голый бетон и голые гранитные скалы. Очень круто. Фотографий, к сожалению мы там почти не делали - но всё было снято на видео. Так что подписывайтесь и ждите монтажа фильма.
Изображение

За казармой расположены три дота, прикрывающие Медвежьегорск со стороны Онежского озера. Доты также очень подробно сняты на видео, так что ждите обновление.
Изображение

После осмотра дотов в Медвежьегорске мы отправились в Сандармох. Ужасное место. Различных захоронений там около трехсот. Памятные столбы, уходят далеко в лес.
Изображение
Изображение

Семь с половиной тысяч человек расстреляли тут в 1937-1938, в Большой террор.
Изображение

Очень тяжелая там атмосфера. Всего лишь за два года тут расстреляли 7 500 человек. Причём исполнителей приговоров было всего несколько человек и на совести каждого из них от 1000 до 2500 человек. Как такое возможно, я не могу себе представить
Изображение
Изображение
Изображение

Историк Дмитриев это место нашел и им занимался. В часовне книга с именами и краткой биографией тех, кто тут похоронен. На последнем листе Дмитриевым от руки написано "Люди, не убивайте друг друга".
Изображение

Заночевали на правом берегу Онежского озера (Пиндушское городское поселение, СОК Восход). С погодой повезло - было тепло и безветренно. Вода в озере чистая и очень прозрачная.

ДЕНЬ ДЕВЯТЫЙ, 19 сентября
Как и вчера и позавчера, проснулись мы опять на озере, теперь на Онежском озере.
Изображение

Поснулись, перекусили, провели видеосъемку Онежского озера и окрестностей нашего лагеря с квадрокоптера:
phpBB [media]


Затем поехали на другой берег Онежского озера, в Петрозаводск. До самого Петрозаводска добрались без проблем - вся дорога шла по асфальту.

В Петрозаводске заехали в музей-клуб "Полярный Одиссей". В конце 80-х - начале 90-х люди придумали строить корабли как в старину. И кучу всего построили, и по морям ходили в какие-то классные и невероятные экспедиции.
Стамбул, Европа, северные моря, Аляска. В одной экспедиции было три парусника с прямыми парусами (против ветра идти не получится), а мотором был только на одном. В музее стоят несколько кораблей тех времён.
Изображение

Экскурсия классная, один парусник стоит в ангаре и по нему можно гулять. Дали тяжёлый речной водолазный шлем померить, и на полиспасте себя к потолку поднять.

Провели видеосъемку одного из яхтклубов с квадрокоптера:
phpBB [media]


На ночь планировали остановиться недалеко от Петрозаводска - в 15 км. от города, на берегу Онежского озера. Но поиск места ночёвки немного затянулся. Все съезды с асфальта в сторону озера очень качественно перекопаны. Это из-за того, что местные свинтусы устроили свалку на каждой второстепенной дороге, ведущей с трассы.

С огромным трудом смогли через канаву между деревьев объехать завалы и съехать с трассы на дорогу, ведущую к Онежскому озеру. Перед самим озером было несколько засадных мест - грязь и глубокая колея. Но прорвались без приключений.
Правда была одна проблема - на лесной дороге возле лагеря нашли свежие следы медведицы с медвежатами.
Изображение
Спать из-за такого соседства было страшно.

С Онеги сильно дует, большие волны. Палатки прикрыли от ветра нивами
Изображение
Сильный ветер. Палатки сдувает, холодно, на озере волны.
Быстро перекусили и легли спать - лагерь ставили уже в темноте.

ДЕНЬ ДЕСЯТЫЙ, 20 сентября
Медведи ночью не приходили, это хорошо. Но вот ветер не утих. Поэтому быстро собрались и поехали дальше.

Сегодняшний день у нас без особых приключений.
Это просто день в дороге, двигаемся в обратном направлении и планируем посетить линию Маннергейма.
Но сегодня - просто весь день за рулем по асфальту.

В итоге мы проехали от Петрозаводска до Приозёрска и встали на ночёвку на Ладожском озере.
Заночевали в очень интересном месте - в районе деревни Снетково (поворот с трассы в Ларионово), бухта называется Моторная.

Тут весь лес на берегу озера застроен какими-то шатрами/балаганами. Похоже, в хорошую погоду тут не протолкнуться, и большие проблемы с наличием дров. Но нам повезло - погода была плохая. Холодно и сильный ветер. Поэтому мы покатались по побережью, выбрали самый хороший шатёр в стороне от воды (ибо ветер) и заночевали там. Спали мы в палатках - а в шатре отдыхали и кушали.
Изображение

ДЕНЬ ОДИННАДЦАТЫЙ, 21 сентября
Отлично выспались. Даже не смотря на то, что вечером орали в шатре песни.
Я быстренько выковырял из Ладоги большой камень и положил его в багажник. Привезу его домой и на даче использую в качестве декора. Стараюсь теперь из таких поездок привозить большие красивые камни. Тяжелые они правда, так как я выбираю камни минимум весом от 50 килограмм.
Изображение

Быстро собрались и поехали дальше. Планы на сегодня - посещение дотов на линии Маннергейма.
Сначала осмотрели противотанковые надолбы линии Маннергейма.
Изображение

Линия надолбов длинная, местами сохранилась колючая проводока, окопы и огневые точки.
Едем дальше, смотреть доты. Первый дот был качественно взорван, от него мало что осталось.
Изображение

От следующего дота сохранилось чуть больше, но тоже ничего интересного - сильно разрушен.
Изображение

Рядовые доты все сильно разрушены, поэтому дальше поехали смотеть доты-миллионники. Они больше размером, соответственно чуть лучше сохранились
Изображение
Изображение

Общее впечатление от дотов линии Маннергейма не очень хорошее. Так как практически ничего не сохранилось, наши сапёры хорошо постарались и всё взорвали. В некоторых местах правда сохранились подземные галереи.
Изображение

Все доты я снял на видео, так что ждите когда смонтирую фильм - на фотографиях плохо видно масштабы этих сооружений.
Переночевали на берегу озера под названием Красавица.

ДЕНЬ ДВЕНАДЦАТЫЙ, 22 сентября
Провели весь день в районе посёлка Песочное. Тут находится очень много интересного. Развалины батарей старинного форта Ино, различные заброшенные военные лаборатории. Очень интересное место.

Внимание - там находится также много действующих военных объектов, плюс есть радиоактивный могильник. Так что место опасное, учитывайте это.

У форта Ино бурная история — его решили строить в 1909, закончили оборудовать в 1917. Вместе с парным фортом напротив он должен был защищать подход к Петербургу со стороны Финского залива.
В итоге печальная судьба настигла этот форт. Чтобы не отдавать противнику, его сперва взорвали красноармейцы в 1918, а потом ещё и финны в 1921. Так что не рассчитывайте там увидеть старинную крепость - всё взорвано, но и сохранилось тоже кое-что.

Первое место, куда мы сегодня приехали, на нашей карте отмечено как «дот, командный пункт форта Ино». Дот довольно большой и неплохо сохранился. Находится недалеко от дороги
Изображение

Примыкает дот вплотную к какому-то странному хозяйству, где стоит пожарка и ещё что-то. По доту можно прям туда спуститься, а там охранник и собака. Не понятно, как стена дота оказалась на этой территории.

Далее по дороге - заброшенные военные лаборатории.
На территории открытый бассейн с шлюзами. Недалеко здание с гидроволноводом — широкий и глубокий канал прямо внутри здания. Почти на входе большое здание, видно, что ангар, сюда мы сперва не полезли.
Изображение

Дальше пошли в сторону заброшенной лаборатории высоких энергий.
В этой лаборатории испытывали различные военные изделия на защиту от злектромагнитного излучения и от удара молнии. Огромное здание, в нем находится что-то большое, похожее на ядерный реактор. Огромный цилиндр, вокруг лежат сменные модули. Явно какая энергетическая установка. Туда устанавливали объект для испытаний.
Изображение

Как оказалось, лаборатория охраняется, а рядом находится еще одна такая же, но действующая, работает под контролем военных.
В итоге нас оттуда выгнала охрана. Пришлось уехать.

Добрались до основных батарей форта Ино. Одна батарея примыкает к какому-то предприятию и они часть помещений используют как гараж.
Изображение
Изображение

Ходили по подземным помещениях в фортах, длинные и классные. Можно идти метров двести с фонариком в темноте. На поверхности бетон треснул, строили тогда без арматуры.
Толщина перекрытий впечатляет - от трёх до пяти метров!
Изображение

Вторая батарея, которая была на карте, совсем в руинах. Интереснее уже советские военные здания, есть небольшой дот.
На этом всё, пока еще светло - двинулись в сторону Москвы. Цель - заночевать на платнике, чтобы завтра доехать до Москвы. Заночевали под Великим Новгородом, в 15 км от Мясного бора. Тупо съехали с дороги и поставили палатки прямо в поле.
Изображение

ДЕНЬ ТРИНАДЦАТЫЙ, 23 сентября
Проснулись, выпили чаю и поехали в Москву.

Из интересного - у меня на ходу оторвало задний кардан. Было немного страшно. Вырвало крестовины в районе крепления к заднему мосту
Изображение

Но ничего - открутили его полностью и поехали дальше. Без лишнего кардана машина стала лучше ехать, скорость выросла, а вибрации исчезли.
Изображение
Дальше до дома мы доехали по платной М11 без приключений. Кроме отвалившегося кардана других проблем не было.

КАРТА СОКРОВИЩ НАШЕГО ПУТЕШЕСТВИЯ
Трек нашего путешествия и основные точки мы отметили на карте, так что если кому интересно его повторить, то вот ссылка:
https://nakarte.me/#m=7/61.73153/32.915 ... W7YqpRgV6Q
Изображение


На этом свой рассказ заканчиваю. Но это не всё!

Еще планируется опубликовать небольшой фильм (он в процессе монтажа) и будут отдельные публикации про посещённые нами места, уже с подробностями и большим количеством фото.

:smu:sche_nie: Подписывайтесь на мой ютюб-канал: https://www.youtube.com/channel/UCg9RH9 ... gLo9al2H0A :smu:sche_nie:

Так что продолжение следует.
Но, судя по катастрофической нехватке времени, фильм я буду монтировать долго.
Мой НИВА-водский канал на ютюбе: https://www.youtube.com/channel/UCg9RH9 ... gLo9al2H0A
Ответить

Вернуться в «( RU ) Путешествия - Экспедиции»